Роль лидера в коллективе
Многие эксперты и топ-менеджеры компаний считают, что при приеме на работу стоит отдавать предпочтение людям с лидерскими качествами. Но это не всегда верно, лидер может, как помочь коллективу работать эффективнее, так и помешать. Сколько лидеров выдержит один офис? Чем управленец отличается от лидера? Дальше поговорим об этом подробнее.
Лидерство - это та тема, по которой можно спорить очень много и долго. По мнению одних каждый руководитель, даже самого низшего уровня должен быть лидером и у всех работников следует поощрять развитие лидерских качеств. Для других чрезмерное увлечение лидерством представляется опасным. И у всех с лидерством ассоциируются разные черты характера и типы поведения. Однако многолетние наблюдения за работой различных компаний позволили обозначить ряд общих характеристик лидера. Это поможет нам определиться с тем, кого считать лидером и куда в действительности он ведет свой коллектив.
Кого люди считают лидером?
Для того чтобы понять, что представляет собой лидер есть смысл вспомнить известных исторических персонажей, в лидерстве которых никто не сможет усомниться. Это такие вожди революций как: Гитлер, Ленин, Марат, Че Гевара. Каждый из них вел за собой тысячи людей, и они специально не занимались обучением технологиям управления массами. Что должен представлять собой человек, который отправляет солдат на войну, и они при этом готовы умирать? Как можно добиться от людей подобной жертвенности?
1. Первым важным фактором здесь является умение создавать и распространять идеи. Ведь нужно уметь убеждать людей в своей правоте.
2. Также важно умение вдохновлять людей. Каждый из перечисленных выше вождей умел говорить зажигательно и ярко. Но как добиться того, чтобы речь дошла до сознания людей и не превратилась в пустой набор лозунгов?
3. Необходимо работать с потребностями и мотивами людей, только так можно стать убедительным. Грамотно построенная речь, словно спичка, поджигает огонь в сердцах и заставляет людей действовать. Перемены стимулируются лозунгами, которые учитывают потребности людей. Пример Ленина: "Фабрики - рабочим, землю - крестьянам" и т.д.
Этот перечень можно продолжить и другими качествами, такими как коммуникабельность и нацеленность на результат, но они свойственны и другим категориям людей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лидеры - это те, кто апеллирует к эмоциям, а не к логическому мышлению. Т.е. чаще всего речь идет именно об эмоциональном лидерстве. Вопрос в том хватит ли этого руководителю в современной компании и сколько таких сотрудников должно быть в коллективе?
Чем лидер отличается от управленца?
Вот типичная ситуация из практики. За одним столом собрались пять коллег, из которых четверо - эмоциональные лидеры. Перед ними была поставлена конкретная задача по достижению определенного результата. В результате такой расстановки сил команда полностью провалила свой проект. Все просто - лидеры попросту не сумели поделить власть и вместо того, чтобы составить план и работать они потратили все время и усилия на то, чтобы доказать друг другу правильность своей точки зрения. Цели при этом были общими, но по факту вышло так, что каждый "тянул одеяло на себя". Такая же рабочая обстановка ждет компанию, которая при наборе сотрудников отдает предпочтение лидерам. Любую организацию избыток лидеров может привести к плачевным результатам.
Однако каждое предприятие переживает времена активного развития, когда именно лидер создает в коллективе такую атмосферу, что каждый сотрудник добивается лучших результатов. В периоды кризиса именно лидер способен инициировать необходимые перемены и зарядить своим энтузиазмом коллектив. Т.е. на разных этапах существования предприятия лидеры способны приносить ему пользу.
В то же время такой позитивный результат не может быть постоянным по той простой причине, что лидеры не умеют вовремя тормозить. К примеру, если бы не решил Наполеон пойти войной на Россию, вероятно Францию ждал бы настоящий расцвет, и карта мира сегодня выглядела бы совсем по-другому. Печальная участь может ждать и предприятие, если его лидер не сможет вовремя сменить свою политику. Для того чтобы этого не допускать, в бизнесе от лидеров требуется также владение управленческими навыками.
Есть и другой подход. Специалист в сфере управления из Гарвардской школы бизнеса Джон Коттер очень жестко разделяет лидерство и управление. В его версии управление - это набор методов, позволяющих поддерживать порядок, а также поддерживать необходимый уровень производительности труда на предприятии. А лидерство - это результативное управление переменами, т.е. лидер необходим для осуществления реформ.
С лидерами следует быть осторожным
В жизни нередко происходит так, что лидеры оказываются безответственными людьми, которые ставят перед собой цель, но не придают должного значения всем сопутствующим рискам. Порой для того, чтобы стать в каком-то коллективе лидером, стоит лишь продемонстрировать отсутствие страха и решительность на пути к цели, а страхи и опасения можно отбросить.
Непосредственно в организации лидерские качества сотрудников могут сыграть негативную роль. Для того, чтобы быть эффективным лидер должен мыслить системно, уметь планировать и прогнозировать ситуацию, чувствовать ответственность за свои действия и ориентироваться на результат. Без этих качеств эффективно руководить коллективом не получится. Также не стоит забывать о том, что без эффективной команды лидер не сможет ничего сделать. А значит, он должен уметь собирать вокруг себя разумных и активных людей.
Чаще всего люди, которые следуют за лидером, полностью перекладывают на него ответственность за свои действия и не хотят думать логически. В то же время, если команда способна предугадывать развитие событий и анализировать, то она сможет влиять на лидера и корректировать его действия. Главное, чтобы люди из такой команды не были ослеплены харизмой лидера и не теряли способность к критической оценке ситуации.
18 апреля 2014
Другие новости
18 апреля 2014
18 апреля 2014
Как повысить эффективность работы офисных сотрудников?
7 апреля 2014